Учебный план начального общего образования
Учебный план является частью образовательной программы образовательной организации. Образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ начального общего образования.
Учебный план обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.2.3685-21 и предусматривает:
- 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для I-IV классов.
Устанавливается следующая продолжительность учебного года:
- I класс – 33 учебные недели;
- II-IV классы – 34 учебные недели.
Учебный год начинается 01 сентября. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме не более чем на один месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами СанПиН 1.2.3685-21.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся I классов – 4 урока и один день в неделю – 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся II-IV классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физическая культура.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и внеурочных занятий. Между началом внеурочных занятий и последним уроком устраивается перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Продолжительность выполнения домашних заданий должна составлять не более: в 1 классах – 1,0 часа, во 2 - 3 классах – 1,5 ч., в 4 классах – 2 ч.
Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. Время начала занятий – 8 часов 30 минут, продолжительность урока – 45 минут.
Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе, в первую смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 45 минут каждый);
- организация в середине учебного дня (после второго урока) динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для посещающих группу продленного дня организованы двухразовые прогулки в течение дня;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой осуществляется деление классов на две группы при проведении учебных занятий по «Иностранному языку (английский язык)» (II-IV) классы при наполняемости классов 25 и более человек. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью. По согласованию с главными распорядителями средств бюджета допускается деление класса на группы при проведении занятий по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» при выборе родителями (законными представителями) обучающихся двух и более модулей.
При составлении учебного плана индивидуальных, групповых, внеурочных занятий учитывается максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.2821-10.
При организации обучения в очно-заочной и (или) заочной формах учебные планы основаны на требованиях ФГОС начального общего образования. Уменьшать количество учебных предметов запрещено. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией. Если учебный предмет изучается в рамках самостоятельной работы обучающихся, то в годовом учебном плане выделяются часы для проведения промежуточной и (или) итоговой аттестации обучающихся.
Для использования при реализации образовательной программы выбираются:
- учебники из числа входящих в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляющих образовательную деятельность (приказ Минипросвещения России от 20.05.2020 № 254;
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 № 699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегогся по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программ учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ.
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательная организация.
Учебный план и план внеуфочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной аттестации обучающихся.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов.
Учебный план детского сада
Учебный план государственного бюджетного общеобразовательного учреждения начальной школы-детского сада № 662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга является локальным нормативным документом, определяющим систему организации коррекционно-развивающего и воспитательно- образовательного процесса в дошкольных группах компенсирующей направленности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и воспитательно- образовательного процесса в группах общеразвивающей направленности.
Учебный план разработан в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” с учетом контингента воспитанников образовательного учреждения:
Учебный план отражает специфику работы в группах компенсирующей направленности с детьми с ограниченными возможностями здоровья и в группах общеразвивающей направленности: структуру, виды, количество и периодичность непрерывной образовательной деятельности; определяет максимальную учебную нагрузку в течение недели и учебного года, обеспечивая выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН и рекомендациями реализуемых образовательных программ для групп компенсирующего вида.
На основе учебного плана составляется расписание непрерывной образовательной деятельности для каждой возрастной группы, что позволяет нормировать нагрузки не только по времени, но и по содержанию деятельности воспитанников.
Непрерывная образовательная деятельность осуществляется на основе комплексного тематического планирования образовательного процесса с обязательным соблюдением принципа интеграции образовательных областей при решении программных задач.
Реализация учебного плана в дошкольных группах компенсирующей направленности осуществляется при тесном взаимодействии всех специалистов: учителей-дефектологов, тифлопедагогов, учителей-логопедов, педагога-психолога, воспитателей групп и музыкальных руководителей.
В группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья коррекционные подгрупповые занятия специалисты проводят после индивидуального обследования каждого ребенка и определения актуального уровня развития. Три недели сентября отводятся для углубленного изучения специалистами стартовых возможностей детей и дальнейшего проектирования коррекционно-развивающей работы с ними. В течение одной недели января отслеживается динамика развития детей группы. Итоговое изучение результатов освоения образовательной программы и оценки коррекционно-образовательной деятельности проходит во второй половине мая в течение двух недель.
В группах общеразвивающей направленности оценка индивидуального развития и динамики достижений детей проводится в начале (сентябрь) и конце (май) учебного года рамках педагогической диагностики в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности, изучения продуктов детской деятельности.
Продолжительность учебного года в детском саду с 1 сентября текущего года по 31 августа следующего года. Учебный план разрабатывается на период с 1 сентября по 31 мая. В летний период с 1 июня по 31 августа детский сад работает в каникулярном режиме по плану летней оздоровительной работы.